В 2021 году второй иностранный язык в школе перестал быть обязательным к изучению. Тем не менее, самые продвинутые учебные заведения продолжают включать в программу второй и даже третий иностранный язык, среди которых может оказаться как европейский с азиатским, так и вовсе мертвый. Вместе с Еленой Алексеевной Солодкиной, руководителем кафедры европейских языков в Филипповской школе, обсудим, зачем все-таки учить иностранные языки и как делать это правильно.

Чем полезно изучение языков
Практическое применение. Изучение и знание иностранных языков – это бoльшая уверенность в поездках и общении, иная востребованность на рынке труда и возможность повышать уровень своего образования, пользуясь оригиналами источников самого разного рода: книг, статей, видео и аудиоматериалов. Кроме того, иностранный язык может пригодиться и в простых бытовых ситуациях, например, для чтения инструкций к разного рода устройствам.
Расширение кругозора. Каждый новый язык расширяет рамки познаваемого мира, ведь невозможно или, по крайней мере, не стоит учить язык в отрыве от его истории, культуры и области использования – а значит, человек лучше ориентируется в положении дел и особенностях поведения жителей тех или иных стран.
Качество речи. Менее очевидной, но всё же понятной, кажется взаимосвязь качества речи человека и количества изученных им языков: при переводах, пересказах, выражении своей позиции тренируются все виды речевой деятельности, что сильно влияет на то, как ребенок формулирует мысль на родном языке. То есть освоение иностранных языков помогает разобраться в системе, структуре и правилах родного языка.
Развитие мозга. Что касается условно неочевидных преимуществ, тут языки, безусловно, работают на общее развитие мозга и интеллекта. Количество нейронов у людей плюс-минус одинаковое, а вот количество связей между ними разнится. Чем больше вы нагружаете мозг информацией и обучаете решению задач, тем более он развит – и в этом смысле можно сравнить мозг с мышцей, а уроки с походами в спортзал. Важный момент заключается в том, что тезис о появлении новых нейронных связей относится ко всем видам умственной деятельности, направленной на обучение, а не только к изучению иностранных языков.
Из всего вышеперечисленного напрашивается вывод о том, что знание двух и более иностранных языков качественно влияет на продуктивность и работоспособность ребенка. С конкурентоспособностью тоже все довольно прозрачно: количество и качество рабочих мест определяет конкурс при их распределении и у владеющего иностранными языками будет несколько больше шансов трудоустроиться в соответствующих сферах деятельности. Однако, даже если в будущем не планировать работу с языками или их использованием, при правильном подходе, изучение может принести радость саму по себе, что немаловажно.