Когда малыш совсем маленький и абсолютно зависим, родители спокойно реагируют на капризы и истерики, ведь их малыш может общаться только с помощью крика. Кажется, что ваш ребенок уж точно никогда не будет кататься по полу в магазине и громко чего-то требовать, но проходит пара лет — и вот вы уже, еле сдерживая раздражение, пытаетесь успокоить своего дошкольника под хмурые взгляды прохожих. Ребенок взрослеет, а капризы не прекращаются. Непослушание, скандалы, агрессия детей вызывают недоумение и стыд родителей. Как мудро вести себя при этом и корректировать поведение, расскажет Александр Иванов — наставник детей и родителей, основатель семейного движения «Герои Будущего».
Почему ребенок ведет себя плохо
С первыми «не хочу, не буду» мамы и папы обычно сталкиваются в период «кризиса трех лет». Ребенок уже не только изучает окружающий мир, но и начинает на него реагировать. Перестает отождествлять себя с родителями, сепарируется (то есть, отделяется) от них, проверяет границы, учится взаимодействовать с другими людьми. На детских площадках начинаются первые драки, ссоры за игрушки, непослушание. Это процесс естественный, но если пустить его на самотек и не корректировать еще на раннем этапе, то можно столкнуться с первыми тревожными звонками.
Следующий этап — общеобразовательная школа. Растет количество обязанностей, усиливается дисциплина, ребенок попадает в новую среду, где пытается отстоять свои интересы, учится дружить и решать конфликты. Родители замечают, что он начал манипулировать, обманывать, лениться. При этом в школе и в семье поведение может быть абсолютно разным. Дерзость, агрессия, неорганизованность, эгоизм и другие негативные качества в этом возрасте пока что относительно легко поддаются исправлению. Сознание в 8-11 лет достаточно подвижно.
В возрасте 14-15 лет ребенок уже имеет устоявшиеся убеждения, у него закрепились определенные модели поведения — те, что исправно приводили к желаемым результатам. Плюс, добавляются гормональные и физиологические изменения, появляется раздражительность, резкая смена настроения, неуравновешенность. Если до этого периода не были приняты воспитательные меры, то в пубертатном возрасте системные улучшения в поведении родного сына/дочери будут даваться огромным трудом. Нить доверия с родителями уже истончилась, учителя перестали быть авторитетом, тон задают друзья. Эгоизм расцветает буйным цветом, и кажется, что ребенок уже абсолютно неуправляем.
Да, восстановить отношения между родителями и ребенком и привить ему здоровые человеческие ценности возможно в любом возрасте. Однако, чем позже начнется процесс трансформации модели поведения, тем больше времени и сил нужно будет влить.