Российские эксперты много говорят о заорганизованности российского дошкольного образования: дети не играют в те игры, которые хотят, не умеют организовывать свое пространство, вместо них все решают взрослые, развитие самостоятельности не происходит. Все инновации сводятся к добавлению тех предметов, которые детям в реальной жизни никогда не пригодятся. В этой статье Татьяна Волкова, автор книги «Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика» делится опытом немецких коллег, который показывает, как можно развить самостоятельность детей.
Интересно провести сравнительный обзор современных систем дошкольного образования России и Германии, выделив основные характеристики и особенности каждой из них. Целью данного сравнения двух образовательных систем не является похвалить одну, и раскритиковать другую. В каждой стране есть свои сложности и не все детские сады соответствуют идеалу, но рассмотрен лучший опыт, к которому важно стремиться.
Образовательные программы и занятия
В России дошкольное образование представляет собой первый уровень общего образования. Воспитательно-образовательный процесс в детском саду строится на основе комплексно-тематического принципа.
В каждом образовательном учреждении к оформлению комплексно-тематического плана предъявляются индивидуальные требования, однако имеются и общие принципы его оформления, которые необходимо соблюдать всем педагогам. При составлении комплексно-тематического планирования в детском саду, воспитатели, руководствуясь ФГОС ДО должны учитывать, что основная форма работы с дошкольниками – это игра.
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
В Германии же в большинстве дошкольных образовательных организациях существует не программа, а «концепция образования». В теории вырабатываются, а в практике принимаются только основные концептуальные основы организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы им соответствовать.