Знакомить детей с искусством можно и нужно с ранних лет. Однако это вовсе не значит, что следует нагружать ребенка датами и рассказывать полную биографию автора. О том, зачем вообще ходить в музеи с ребенком, а главное, как сделать посещение увлекательным, расскажет Елена Кульчинская, искусствовед, музейный педагог и преподаватель в Филипповской школе.
Зачем музеи детям?
Дети любопытны и не ленивы, они готовы к поискам собственных ответов на все вопросы, несмотря на то, что Гугл и Яндекс у них под рукой с малолетства. Пока они не попадут туда, они могут и не нуждаться в них, ведь в смартфоне, казалось бы, можно найти всё. И здесь от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы поделиться нашим опытом встречи с подлинниками, с уникальными экспонатами и даже с самим Временем! Причем в реальном материальном воплощении.
Когда вы впервые приходите в музей с ребенком, вы должны осознавать, что визит этот может стать принудительной повинностью, а может превратиться в настоящее путешествие и открытие нового мира. Собственно, пространство музея – это и есть мир, с особой географией, мифологией, историей, со своими правилами, новыми лицами и загадочными предметами. Вот это открытие музейных «америк» и может стать праздником не хуже других детских радостей. И не столько экскурсия (даже лучше сперва не экскурсия), сколько собственное постижение новизны. Конечно, вместе с родителем!
С чего начать?
Музей, безусловно, отлично подходит для неформального, интерактивного обучения, но еще он – прекрасное место для общения детей с нами, взрослыми.
Попробуйте для начала отказаться от рассказа о музее и экспонатах, притворитесь, что тоже не всё знаете, и предложите самому ребенку догадаться, куда он пришел, что это за здание, на что или на кого оно похоже. Ведь сами здания музеев часто отличаются от тех, которые привык видеть ребенок.
К примеру, во дворе старой Третьяковской галереи в Москве мы рассматриваем фасад. Созданный по эскизам Васнецова, он кажется и правда сказочным. Поищем фриз и изображения волшебных птиц, львов, цветов и ягод на нём. Потрогаем деревянный декор на дверях. Тем более, что потом в музее трогать руками экспонаты, увы, не позволительно. Но зато ведь можно научиться «трогать глазами», а для этого стоит накопить тактильные впечатления. Потом в залах музея ребёнок будет использовать и воображение, и накопленный опыт впечатлений.