«Мы перепробовали все: грозили, наказывали, запрещали. Ничего не действует…» — родители в растерянности. Дочка перешла в восьмой класс, и ее будто подменили. В начальной школе она была отличницей, потом училась вполне прилично, ходила на английский, на гимнастику, в бассейн. А теперь желание учиться пропало напрочь. Домашние задания не выполняет, начала прогуливать уроки, съехала даже по тем предметам, которые ей всегда легко давались, а по математике и физике стала получать двойки. Родители объясняли, что надо думать о ЕГЭ, набрать хорошие баллы, иначе не поступить в приличный вуз на бюджет. Но все безрезультатно. Взрослые никак не могут понять, что происходит и как помочь дочери.
Похитители энергии
Причин, по которым дети не хотят учиться, столько же, сколько и детей. Но, как показывает опыт, можно выделить несколько основных, и если их сгруппировать, станет понятно, по каким каналам и куда утекает энергия, которая должна быть направлена на учебу. Самые большие «черные дыры» я бы обозначила так: нагрузка, отношения, увлечения.
Нагрузка
Современные дети так загружены учебой и дополнительными занятиями (кружки, репетиторы, спортивные секции), что у них абсолютно не остается свободного времени. И если до подросткового возраста они худо-бедно тянут лямку, то потом начинают бунтовать, отлично понимая, что родительские крики и угрозы ни к чему не приведут. Как сказал мне один подросток, «кормить не перестанут, из дома не выгонят».
Чрезмерная занятость разрушает мотивацию, снижает креативность, тормозит развитие лидерских качеств. И негативно отражается на успеваемости — ребенок буквально перестает «успевать». Уроки приходится делать поздно вечером, когда он устал и плохо соображает. Конечно, ребенок использует любую возможность увернуться от непосильных нагрузок.
Перегруженность сказывается и на здоровье — дети начинают чаще болеть, а значит, пропускать уроки. Те, кто занимается спортом или творчеством, периодически пропускают занятия из-за сборов, соревнований, концертов. Причины вроде бы уважительные, но все это в итоге приводит к серьезным пробелам в знаниях, которые ребенок самостоятельно восполнить не может. Пропустив несколько занятий, он не способен включиться в учебный процесс ни в классе, ни дома — он просто не понимает, о чем говорит учитель, и не знает, как подступиться к домашним заданиям, которые копятся, как снежный ком. Сначала он скрывает это от родителей, делает вид, что занимается, потом, чтобы «не нарываться на неприятности», начинает прогуливать уроки.