Сегодня психологи и эксперты настаивают на том, что финансовую грамотность важно прививать ребенку с самого раннего возраста. Умение копить и разумно тратить любые суммы денег научит его правильному отношению к финансам и поможет в будущем правильно управлять заработанными средствами. Как говорить с детьми разного возраста на эту тему, рассказывает консультант по финансам, квалифицированный инвестор и основатель онлайн-школы инвестиций Елена Назарова.
Семья – это первое место, где дети узнают о деньгах. Они видят их в руках родителей, слышат разговоры о них, наблюдают, как взрослые делают покупки в магазинах. Разговоры о деньгах не должны быть запретной темой, даже наоборот – беседы о финансах в доступной форме могут помочь ребенку сориентироваться в финансовом мире еще в детстве.
3-4 года: откуда берутся деньги?
Первое, что уже можно объяснять детям в таком возрасте – деньги не растут на деревьях, а зарабатываются. Обращаться с ними нужно бережно, не тратить бездумно, а считать и распределять. Чтобы заработать деньги, родители ходят на работу или работают из дома – они выполняют разные дела и задания, за которые получают определенные суммы. Важно, чтобы ребенок осознал взаимосвязь между работой и деньгами.
5-6 лет: что такое бюджет?
В этом возрасте можно вводить понятие «бюджет». Условно объяснить, что заработанные деньги распределяются на разные необходимые траты, которые ребенок осознает и видит: продукты, одежда, обучение, свет и вода, путешествия, лечение и т.д. Можно брать ребенка с собой в магазин, предварительно составив список покупок. Если попросить его помочь с выбором товаров по списку, это будет отличной демонстрацией важности планирования.
С детьми дошкольного возраста уже можно начинать говорить о щедрости и благотворительности. Можно объяснить, что есть семьи, которые в силу обстоятельств не могут позволить себе разные покупки. А затем предложить малышу собрать игрушки, в которые он не играет, или одежду, из которой он вырос, и отдать нуждающимся.