Основные проблемы мотивации у подростков связаны с тем, что подростки уже не дети!
Основная задача и основная мотивация у ребенка — быть хорошим для своего взрослого, быть со своим взрослым в контакте. У подростков мотивация иная. Какая? Разбираемся вместе с экспертами Uteens, платформы по профориентации подростков в креативных индустриях.
Подростковая триада: автономия, мастерство, смысл
Самая основная и первая мотивация у подростков — это автономия.
Подростки хотят сами выбирать себе дело и сами добиваться цели и успеха. Когда у них нет такой возможности, когда все, что им предлагают, не их личная цель и не выбранная ими самими деятельность, когда им это неинтересно и не хочется в ней преуспевать, они эту деятельность саботируют.
Второе, что мотивирует подростка — это мастерство. Подросток хочет добиваться успеха в том, что он выбрал, и ощущать, что у него все получается. Это невероятно важно для подростка.
Третье, взаимосвязанное с первыми двумя, — подросток должен видеть смысл в деле, которым он занят. Если он выбрал себе занятие, прогрессирует в нем, но это занятие не имеет цели для него самого, подросток его бросает. Ему важно знать, зачем он что-то делает, почему он это делает, — дело либо должно ему нравиться, либо каким-то другим образом вызывать у него удовлетворение, либо приносить заметный стойкий результат, важный для самого подростка. Смыслом деятельности вполне может быть ощущение подростком своей принадлежности к группе или своей самостоятельности!
Несколько фактов об особенностях подросткового возраста, которые важно помнить и учитывать родителям и педагогам
Задачи возраста — поиск ответа на вопросы «кто я» и «какой я», сепарация от родителей.
Для подростков характерны реакции группирования («найти своих»), обособления («быть не таким как все»), низвержения авторитетов («родители ничего не понимают») и знаменитый юношеский максимализм («либо чёрное, либо белое, без полутонов»).
Ведущая деятельность в подростковом возрасте — интимно-личностное (доверительное) общение со сверстниками, подросток очень сильно ориентирован на свою компанию, мнение значимой для него группы становится важнее мнений взрослых.