Порой родители тратят много сил, чтобы научить ребенка самостоятельно одеваться, чистить зубы, убирать игрушки, наводить порядок в комнате. В определенном возрасте (так называемый сенситивный период) эти привычки усваиваются легче – это выяснила педагог Мария Монтессори. Вот только одного желания родителей и готовности малыша недостаточно – нужна подходящая среда, дом, удобный для ребенка, а не только для взрослого. Но обустроить его не так сложно и дорого, как кажется.
Давайте начнем с наблюдения за помещениями в вашем доме: сядьте на пол и взгляните на дом глазами тоддлера (ребенка, только научившегося ходить). Изучив таким образом разные комнаты, вы сможете понять, какие преимущества и недостатки есть у вашего дома. Следовательно, вы сможете организовать пространство так, чтобы оно было безопасным и доступным для самостоятельно передвигающегося малыша.
Какие предметы могут таить в себе опасность или риск? И какие инструменты мы можем предложить малышам, чтобы они могли самостоятельно выполнять определенные действия, такие как чистка зубов, надевание обуви, выбор игрушек и их перестановка? Как мы можем помочь крохе больше участвовать в жизни семьи, например, накрывать на стол, мыть посуду или выносить мусор?
Чтобы ребенок быстрее осваивал бытовые навыки
В трудах Марии Монтессори есть рекомендации по выбору мебели для комнаты, в которой живет ребенок. Она считает, например, что мебель для детской должна быть достаточно легкой, чтобы ее смог передвинуть даже малыш. Раздражающий шум, который мебель издает при скольжении по поверхности, может научить кроху не тащить ее по полу, а небольшой ее вес — научить его рассчитывать свои движения.
Красочные картины или фотографии членов семьи могут быть развешаны на стенах. Но важно, чтобы они находились на уровне глаз, чтобы малыш имел возможность смотреть на них с близкого расстояния и разглядывать детали и, возможно, даже задать вопросы о том, что он видит. То же самое относится ко всем объектам (книги, игрушки, краски, а также одежда и столовые приборы), которые важны для развития ребенка: у него должна быть возможность самостоятельного доступа к ним.
И последнее, но не менее важное: малыш должен уметь пользоваться всеми приспособлениями, что нужны ему для наведения порядка и уборки дома: подметания пола, вытирания пыли и т.д. Чрезвычайно важно, чтобы уборочный инвентарь был эстетически приятным, так как внешняя привлекательность этих предметов побуждает активно их использовать. Кроха, безусловно, будет более охотно подметать пол красивой метлой, чем старой и некрасивой.
Вот примеры некоторых изменений, которые мы советуем произвести в детской комнате и в ванной.