О важности эмоционального интеллекта при поступления в школу, способах проверки готовности ребенка к роли первоклассника и полезных играх для дошкольников рассказала кандидат психологических наук, доцент Московского городского педагогического университета Людмила Макшанцева.
Проверка умственного интеллекта
Когда учителя или воспитатели говорят о готовности ребёнка к школе, они в первую очередь имеют ввиду умственный интеллект, или IQ. Одна из доступных диагностических методик для проверки интеллектуальной готовности — «Домик». Перед ребёнком кладут чистый лист бумаги и картинку со схематично нарисованным домом, и просят ее перерисовать. Если дошкольник упускает деталь, скажем, не рисует крышу, заменяет окно на дверь, разрывает линии там, где этого не должно быть, стоит задуматься о готовности ребёнка к школе.
Методика «Аналогии» проверяет способность ребенка мыслить логически — назовите пары и предложите сыну или дочке подобрать слово, подходящее по смыслу. Варианты могут быть следующие:
Щука — рыба, а одуванчик — ? (цветок);
Часы — время, а градусник — ? (температура);
Помидор — огород, а грибы — ? (лес);
Добро — зло, а день — ? (ночь);
Уши — слух, а глаза — ? (зрение);
Телефон — звонить, а утюг — ? (гладить).
1-2 названные пары из 6 заданий говорят о низком уровне готовности к школе.
Таких диагностик для проверки готовности ребенка к школе много и на результаты тестов вполне можно ориентироваться, хотя они не дают 100% точности — в детских садах и школах используют другие методики, которых в открытом доступе не найти.